Основные товары
Прочие товары


Последнии статьи
Новые поправки к закону от 2012г. о регистрации маломерных судов.
24 мая вступил в силу новый федеральный закон № 36 - ФЗ, который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов и, следовательно, за­трагивает интересы многих водомоторников.
Перечень документов для регистрации в ГИМС надувных лодок и лодочных моторов
Если ваша надувная лодка имеет грузоподъемность свыше 225 кг то вам следует поставить ее на учет (зарегистрировать) в ГИМСе.
Самостоятельная консервация подвесных лодочных моторов
Все, что изложено ниже, имеет прямое отношение только к двухтактным лодочным моторам, как наиболее простым в обслуживании. Счастливые обладатели четырехтактников тоже могут некоторые операции выполнить самостоятельно
Соответствие мощностей отечественных и зарубежных моторов
Этот интерес одновременно и прост и сложен. Распространены предыдущие неверные утверждения относительно соответствия мощностей: "Японские" 30 л.с. подходят 45 - 50 "русских".
О прожорливых лошадях и нетолько
С всяким сезоном вырастает известность далеких купаний. Миллионы граждан, которые не зависят ни в дачах, ни в путевках, покоятся на жидкости. Чтобы странствовать по жидкости - под мотором, на веслах, под парусами, как экстремум, необходимо судно.

Экстремальный портал VVV.RU

О прожорливых лошадях и нетолько
О прожорливых лошадях и нетолько

С всяким сезоном вырастает известность далеких купаний. Миллионы граждан, которые не зависят ни в дачах, ни в путевках, покоятся на жидкости. Чтобы странствовать по жидкости - под мотором, на веслах, под парусами, как экстремум, необходимо судно. Суда, как известно, случаются различные. Затевающему командиру, впервые сталкивающемуся с трудностью выбора моторного судна, и адресована эта статья. Наиболее массовый, гуще всего видящийся на ваших водных дорогах субъект судна - это металлическая (воздушный сплав) глиссирующая мотолодка с подвесным мотором. Такие моторки видятся повсюду: от чукотского залива Креста и до Вислинского залива - на всех широтах. Металлические мотолодки выпускаются нашей индустрией уже сезонов двадцать, так что братское количество лежащих в эксплуатации моторок перевалило за 2.000.000. Природно, универсальное прогулочно-туристское судно такого субъекта - самый дешевый ради начинающего водномоторника вариант. В торговле обладается одновременно около десяти моделей судов примерно одного класса. О отличиях между ними и о принципах выбора такого судна подробно говорилось в статье "Покупаем моторную лодочку", напечатанной в №77 (№1 за 1979г.). Теперь объяснимся о приятелем - об учете соображений экономики, как при выборе субъекта судна и марки мотора, так и при планировании далеких купаний. Итак, обсуждая о серийной универсальной глиссирующей мотолодочке как об основном субъекте судна ради далеких купаний, надо заметить, что при полезной нагрузке до 400-475кг и соответственно абсолютном водоизмещении до 600-700кг они с мотором 22-30л.с. совершенствуют быстрота до 30-32км/ч. К бесспорным величиям этих судов следует отложить относительно короткий вес лично корпуса, способность откидывания мотора и короткую осадку, гарантирующие верховную проходимость по мелководным речушкам. Вынуть такое суденышко на воды, а если надо, то и погрузить на грузовик, - не трудность. Однако есть и минусы. Мореходные качества субъектичной моторки ограничены скромной высью борта и остроскулыми - плоскодонными обводами, рассчитанными на глиссирование и предназначенными ради купания по не слишком беспокойным бассейнам. Ограничена и комфортабельность. Поскольку гуще всего на моторке нет ни крыши, ни кроватей, ни камбуза, то все. что нужно ради приготовления пищи и ночлега на оберегаю, требуется вводить в полезную нагрузку. Наивнушительная же доля нагрузки отводится на запас топлива и нa самих туристов. Понятно, что такие спартанские обстоятельства не всякому по плечу, особенно, если речь шагает о продолжительном походе всей фамилией. За быстрота надо выплачивать. Глиссирующие суда очень чувствительны к превышению нагрузки, а это значит, что в купание можно будет купить только самое нужное. Поскольку шагать на предельной быстроты более 8-10ч в сутки тяжело, максимальный дневной переход - чисто теоретически - может составить 300-350км при затратах бензина 130-140л. Практически же средняя путевая быстрота и соответственно дневной переход всегда будут существенно ниже. Сказываются утомляемость вожака и экипажа, соображения экономии моторесурса двигателя, наконец - неминуемые препятствия и всевозможные эпизодичности. Уместно припомнить, что 300км в час - норма, заложенная в Разрядные требования по ДСП, т.е. по далеким спортивным купаниям, да и то при самой короткой их продолжительности (не свыше двух часов). Если же вы на лодке с мотором, объем цилиндров двигателя которого не превышает 500см3, промастерите четыре 1500-километровых купания со среднесуточной быстротой даже не 300, а 250 км, вам вручат значок Мастера спорта СССР! Поскольку в нишей статье речь шагает не о спортивных, а о туристских далеких купаниях, устремляться выдерживать такой усиленный режим, природно, незачем. На таких максимальных скоростях будет не до покоя и не до знакомства с береговыми достопримечательностями! В принципе, планируя поход, расстояние, практически преодолеваемое за ходовой час, следует принимать не более 60% рассчитанного по максимально возможной кратковременной быстроты. Промежуточный тип судна между большими каютными глиссирующими катерами и рассмотренными выше мотолодками - серийные открытые глиссирующие катера со стационарными автомобильными двигателями. У нас в торговлю поступают только дюралевые прогулочно-туристские катера субъекта "Амур-М" (стоимость-3400руб.). Можно припомнить, что на этом 5-местном 5,5-метровом катере введен конвертированный двигатель от автомобиля "Москвич-412" с угловым реверс-редуктором. Номинальная мощность двигателя - 54л.с. При полезной нагрузке 500кг абсолютное водоизмещение "Амура-М" составит 1,13т. Максимальная быстрота при этом - 40км/ч; дальность купания по запасам топлива - 200км. Судну позволен выход в внушительные водохранилища при удалении от берега до 5км и выси волны до 0,75м. Существенным минусом этого катера как судна ради далеких туристских купаний показывается большая габаритная осадка (распорядка 0,65м) и уязвимость ничем не защищенного движителя - гребного винта. Именно поэтому конструкторы Комсомольского-на-Амуре авиазавода названия Ю. А. Гагарина придумали новоиспеченную модель того жe катера - с поворотно-откидной колонкой. Ради способности эксплуатации катера в морских заливах - в соленой жидкости - с 1978г. освоен и выпуск катеров в морском осуществлении. Катер "Амур-2" (стоимость 4500руб.) имеет жесткую закрытую рубку и два спальных помещения (подробнее - см. "КиЯ" №83). Нa городских стоянках можно посмотреть немало самых разных самодельных катеров этого класса, в том количестве и воздвигнутых по чертежам сборника. В недавнее время нередко назначают на них водометные движители, что делает судно еще лучше приспособленным ради туристских мишеней. Как положение, похожие 5-6-метровые глиссирующие катера при водоизмещении 1-1,2т и мощности двигателя 50-60л.с. обладают максимальную быстрота до 40км/ч и умеют минуть за ходовой час до 400км, тратя около 180л топлива. Относительпо более крупные и комфортабельные 6-7-метровые глиссирующие катера с автомобильными двигателями мощностью 60-110л.с. умеют ехать уже целые сутки - как традиционное внушительное судно. На них оборудуются помещения ради покоя, камбуз, нередко - гальюн. Экипаж обычно достаточно многочислен, чтобы составить две ходовые вахты. При водоизмещении 1,2-2т катера этого класса совершенствуют быстрота до 35-40км/ч и умеют за сутки покрыть расстояние до 800км при расходе бензина 640-710л. Меньше и потребность их от климатических обстоятельств. Странствие ради отдыхающих будет лестнее, чем на моторках, но, конечно, сужаются способности выбора пути и главное - за быстрота требуется расплачиваться большущим расходом топлива. Образцом таких катеров может прислуживать "Путешественник", но в принципе, похожих самодельных судов гораздо меньше, чем агентов ранее рассмотренного субъекта. Единственным серийным судном этого класса показывается выпускавшийся в движение пробора сезонов Свирской и Соломбальской судоверфями катер-лимузин "ЛМ4-87М" (стоимость-7200руб.). Это деревянное - с обшивкой из бакфанеры 6-местное судно длиной 7,1м и грузоподъемностью 600кг (абсолютное водоизмещение - 1,75т). При установке 77-мощного двигателя "М53-ФУЛ" быстрота с абсолютной нагрузкой - 37км/ч. Вместимость баков - 150л, дальность купания - 220км. Суда, плавающие в переходном к глиссированию режиме, такие как 5,9-метровый катер "Тюлень" с выпускавшимся в движение многих сезонов двухтактным 13,5-мощным двигателем "СМ-557Л" (расход топлива 5кг/ч) или 6,6-метровая мотолодка "Морж" с 25-мощным подвесным мотором "Ветер-М", достаточно комфортабельны и значительно менее чувствительны к перегрузке, чем глиссирующие суда, но быстрота их существенно ниже. При водоизмещении 1-1,3т и мощности двигателя 13,5-25л.с. они совершенствуют быстрота 15-18км/ч. На суточный переход в 300-350км бензина затрачивается 120-270л. Чисто водоизмещающие круглоскулые деревянные каютные боты, такие как 7-метровый "Помор" или 6,5-метровая "Эврика" даже с 5-8-мощным двигателем уверенно помогают быстрота 10-12км/ч при водоизмещении 1-2т. На переход в 200-250км бензина расходуется не более 60-80л. Именно в таких трудных и неторопливых судах удачно сочетаются комфорт и мореходность. В их обводах прослеживается старый социальный эксперимент - черты новгородских ушкуев, поморских карбасов, ладожских сойм и белозерок. Такие суда наиболее соответствуют ради несения вспомогательного парусного оружия. Далеко ли можно уйти с крейсерской быстротой 10-12км/ч? Гораздо дальнее, чем задумываются многие. За выходные часы - от утра субботы до бала возрождения - можно побывать помещения, находящиеся в



благодушной сторублевке километров от дома. А если выйти вечером в пятницу с расчетом возвратиться в понедельник под утро, это расстояние будет вдвое больше. За отпуск можно минуть около 2000км, а это уже неплохое странствие (например, от Ленинграда до Белоснежного муча и обратно). Правда, когда мощность и быстрота туристского судна малы, требуется держать в расчет движение, которое не более, чем на полмаршрута, может быть попутным. Приносимый график рассказывает, насколько умножается время прохождения маршрута (туда и обратно) в потребности от того, какую доля быстроты судна составляет быстрота действия. Можно смотреть, например, что ради бота со быстротой 10км/ч, совершающего купание по речушке со быстротой действия 7км/ч, братское время странствия умножается вдвое, по сравнению с рассчитанным па абсолютной быстроты "на стоячей жидкости". Конечно, такая внушительная быстрота движения - диковина, но практически движение ощущается едва ли не на всех ваших речушках, - и при подготовке пошага необходимо заранее уточнить его быстрота на всех участках пути. Тем, кто приготовляется странствовать по речушкам со значительными скоростями движения, следует подбирать удлиненные - относительно узкие лодочки субъекта сибирской "Струйки", совершенствующие быстрота 15-18 км/ч с двигателем 6-8л.с. Теперь об экономике. Явна экономическая польза водоизмещающих судов с двигателями короткой мощности, если, конечно, фактор времени показывается второстепенным. Когда же верховная быстрота движения нужна хотя бы потому, что иначе не уложиться в отпускное время, наоборот - соображения экономики отступают на задний план. Множество глиссирующих моторок на 1 литре топлива талантливо (см. график) минуть 2-2,5 км; это довольно стабильный индикатор! В наиболее невыгодном расположении лежат внушительные глиссирующие катера с сильными двигателями и суда переходного режима, особенно - такие суда с подвесными моторами. Они проходят на 1 литре топлива не более 1,5-2км пути. Неторопливые водоизмещающие лодочки проходят на том же количестве бензина 3,5-6км, т.е. в 2-3 раза большее расстояние. Это значит, что соответственно снизится братская сумма затрат па топливо, да и затраты времени на заправки уменьшатся - заправляться можно будет гораздо диковиннее. Ради пробора районов страны, где способности пополнения запаса топлива ограничены, все это - очень видные соображения. Разумеется, у водоизмещающих судов есть и изъяны. Мудренее решаются трудности стоянки, зимнего хранения, спуска на воду и подъема из воды, транспортировки по суше. Проходимость у них обычно дурнее, чем у глиссирующих мотолодок, поскольку осадка значительно больше - около 0,5м. В походах выходного часа верховная быстрота часто показывается зависимостью. Так, чтобы поспеть минуть из Ленинграда в Ладогу или из Костромы в Костромское море, где возникает лично покой, а затем поспеть возвратиться, нужно обладать быстроходное судно. Ради движения же в зоне покоя, как и в далеких походах, эта быстрота должна быть существенно ниже. За рубежом, например - в США, эта трудность решается применением на судно двух двигателей. Сильный двигатель гарантирует скоростной переход к помещению покоя. Ради передвижения в зоне покоя используется уже иной двигатель, обладающий значительно меньшую мощность. Гуще всего это - два различных подвесных мотора. При повышении, затрат па топливо иногда уже оказывается целесообразным обладать первый мотор ради "экономического хода". Благодаря этому повышается и братская прочность энергетической установки. Перспективны и суда, которые умеют совершать переходы как относительно быстроходные катера, а и зоне покоя превращаются в комфортабельные парусники. Очевидно, эта идея осуществима и в более экономичном судне меньших размерений. Зависимость в глиссирующих мотолодках (в том количестве каютных) и катерах была, есть и, очевидно, будет. Природно, потребность в выпуске водоизмещающих ботов существенно меньше, но и она есть сегодня, и со временем будет ощущаться все больше. Однако промышленного выпуска похожих судов у нас практически нет. Те суда, которые строят или создавали бытпромкомбинаты из бревна (в Азове, Архангельске, Новоиспеченной Ладоге, Рыбинске) или из стали ( в Щепицино, Саратове), мыслят в масштабах страны - капельку в море. А значительная доля судов автономной постройки, в том числе - переделанных из вековых судовых шлюпок, не соответствует модным требованиям и нормам безопасности. Думается, что выпуск водоизмещающих судов наряду с глиссирующими (разумеется, в подходящей пропорции; по умонастроению творца, в втором приближении,- где-то один к двадцати) - видная делемма ближайшего последующего. Даже в таких странах, как Италия, где скоростные суда наиболее соответствуют темпераменту народонаселения, обстоятельствам покоя на жидкости и традициям мелочного кораблестроения, на базар поставляется и нужное число "неторопливых" судов, таких, например, как пройди-траулер "Мурена". Еще более распространены мореходные водоизмещающие суда у ваших соседей - в странах Скандинавии. Характерный субъект такого судна - каютный мотобот с вельботной кормой, обладающий в корме отворенный кокпит, с двигателем 6-18л.с. совершенствующий быстрота 6-8уз. У нас есть избранные отечественные прожекты деревянных судов похожего субъекта. Освоение их выпуска в промышленных масштабах и в материале, более долговечном и более технологичном, чем бревно, представляется делом перспективным. Какой-то эксперимент в этом настроении накоплен. В сборнике в свое время сообщалось о серийном выпуске рядом предприятий МРФ стальной 8-метровой "Волжанки" или Азовской верфью - стального варианта 7,7-метровой "Азовчанки" с одним и тем же двигателем "СМ-557Л". Наконец, занимательная деятельность по ваянию пластмассового водоизмещающего туристского судна проводилась в НПО "Ритм". Речь шагает о водоизмещающем каютном 5-метровом 4-местном катере "Лада". При установке того же "СМ-557 Л" быстрота "Лады" составляла 10-12 км/ч. Известно, что в дальнейшем прожект катера был улучшен по итогам испытаний бывалых прообразов, однако в серию он так и не пошел. Основная трудность неторопливого флота - это трудность маломощного экономичного и безопасного стационарного двигателя - четырехтактного карбюраторного или дизеля. Отсутствие серийного стационарного двигателя (единственный имевшийся у пас двигатель "СМ-557Л" несколько сезонов назад снят с производства) - основная причина того, что неторопливые лодочки не строятся вашими заводами и не проектируются вашими конструкторами-профессионалами. На сегодня мы умеем обсуждать об установке на трудных и тихоходных водоизмещающих судах только подвесных моторов "Ветерок-8" и "Ветерок-12". рассчитанных, однако, на использование совсем в иных условиях - на самых легких глиссирующих мотолодках. Впрочем, когда-то выпускались "Ветерки" в грузовом осуществлении (с перемененным передаточным касательством редуктора и гребным винтом 150х192 вместо 202х190) и с удлиненным дейдвудом (на высь транца 510мм вместо традиционных 380мм). Их с производства сдернули за... отсутствием соответствующих серийных судов. Из довольно ограниченного количества водоизмещающих прожектов каютных мотолодок ради автономной постройки, соответствующих ради установки "Ветерка-12", упомянем мореходную 4,8-метровую "Белуху" быстрота ее при водоизмещении 700 кг составит те же 10-12 км/ч. Применение "Ветерка" на судах осматриваемого класса оказывается вариантом на сегодня единственным вполне дешевым, но дальним от оптимального, еще и потому, что часовой расход топлива его двухтактного двигателя (у "Ветерка-8" - около 3,5кг) всегда будет больше, чем у тех, которые упоминались выше, когда обладалась в виду установка четырехтактного стационарного двигателя - например, 6-мощного "Л6/3" (вес - 92кг, часовой расход 2кг). Благодушной славой используют у нас эти двигатели семейства "Л". Неприхотливость, прочность, экономичность этих двигателей снискали им повсеместное почтение всех, кто когда-либо имел с ними дело. Эти двигатели и сейчас еще исправно трудятся на многих судах, несмотря па то, что выпуск их прекращен давным-давно. Ульяновские конструкторы, пользуясь эксперимент ваяния и эксплуатации лодочных двигателей "Л", сваяли новое семейство двигателей - "УД", которые выпускаются ради возведения и сельского хозяйства, но в розничную торговлю практически не поступают. Очевидно, обходилось бы опустить интерес о поставке универсальных "УД" катерным верфям и в купеческую сеть, а потом и о промышленном выпуске специально лодочных модификации. Помимо всего прочего, это располагало бы и сокращению братского расхода бензина вашим маломерным флотом. Однако, как говорится, эта трудность уже уходит за рамки нашей статьи.

по материалам журнала "Катера и Яхточки"

Полезная информация


Последнии новости

Голосование
Главное назначение использоваемого вами беседки, шатра?








Последнии голосование