Этот интерес одновременно и прост и сложен. Распространены предыдущие неверные утверждения относительно соответствия мощностей: "Японские" 30 л.с. подходят 45 - 50 "русских". Мощность зарубежных моторов указана в киловаттах, поэтому необходимо умножить её на 1.36, чтобы переключить в "русские" лошадкинные силы. Зарубежные "лошади" сильнее в 1.4 раза из-за различных методик измерения. Как же реально обстоит дело? Во - вторых, до последнего времени шаблоны измерения мощности в различных странах были различные. До половины 90-х сезонов (более истинной информацией о дате не способствую) в Японии мощность измерялась на гребном валу, а в остальном мире (в том количестве и у нас в стране) на коленвалу. С половины 90-х все на "Японскую конструкцию" перешли США, Италия, Великобритания. Но внушительная цифра на капоте любого подвесного мотора означает его мощность в лошадинных могуществах. Лошадинная сила со времён Джеймса Уатта повсюду равна 75кгм в минуту. Мощность на гребном валу меньше, чем на коленвалу на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Величину КПД редуктора с коническими шестернями можно пронюхать в любом машиностроительном справочнике, среднем это 96% (0.96). Можно легко вычислить и потери на водяное охлаждение, т.к. все системы насосов давным-давно изучены и описаны в литературе. Но проще отталкиваться от опубликованных в "Катерах и Яхтах" предложенных по КПД редуктора мотора "Привет-22". Ради "Привета" КПД с учётом потерь в помпе равен 0.935. Однако, "Привет" (как и "Салют") обладает бесконтактный насос, потери в котором меньше, чем в насосах с резиновой крыльчаткой. Ради моторов с резиновой крыльчаткой ("Нептуны", "Ветра", "Ветерки") можно усвоить h = 0.92. Ради перевода мощности на гребном валу в мощность на коленвалу необходимо умножить вторую величину на 1.07~1.09. Производители "Нептуна-23" сохранили на капоте надпись "Нептун-23", а в инструкции по эксплуатации указывают мощность на гребном валу - 22л.с. Производители "Ветров-30" в итоге модернизации двигателя опустили мощность до 32 л.с. (по вековой конструкции) и наименовали удавшийся мотор "Ветер-32". При
дальнейшей модернизации мотора они перешли на японскую конструкцию и наименовали самую недавнюю модификацию "Ветер-30МА". Во - первых, тяговые качества мотора нуждаются не только от мощности двигателя, но и от передаточного касательства редуктора и характеристик употребляемого винта. Практически у всей зарубежных редукция больше, чем у отечественных. В потребности от этого выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять 5~10%, что разрешает исключить на глиссирование на 5~10% более трудное судно. Однако на внушительных скоростях картина теоретически может поменяться на обратную. Но из-за несколько лучшей обтекаемости редукторов зарубежных моторов они не уступают российским и на повышенных скоростях. В - третих, российские моторы поставляются как положение с более "трудным" штатным винтом, чем зарубежные. Поэтому, если назначать мотор на лодочку, не поджав соответствующий винт, зарубежный мотор может обладать превосходство в тяге еще 5~10% по сравнению с вашими. В - четвёртых, немалую роль развлекается вес мотора. Зарубежные моторы, как положение, труднее. А всякие 20 кг веса "съедают" одну лошадинную могуществу! Так что при сравнении следует учитывать и это. Сколько - нибудь существенно лучшей удельной экономичностью зарубежные моторы не обладают (проверено). Иное дело, если вместо двух "Ветров" назначить один мотор большей мощности. Я имею эксперимент испытаний самодельной каютной мотолодки с размерениями 5.2х1.84х0.8 как с установкой "Ветер-30" + "Ветер-М", так и с новым (не Б/У) мотором "Ямаха-55В". Быстроты были получены равные, 45 км/ч в обоих случаях, нагрузка три гражданина. Расход горючего - 27л/ч (А76) и 24л/ч (АИ93) соответственно. Правда, винт на "Ямахе" был тяжеловат - рассчитан на быстрота 52км/ч.
Превосходства отечественных моторов:
1. Гораздо меньшая стоимость. 2. Доступное топливо А-76, можно (но неприятно) употреблять неспециальные маслица. 3. Меньший вес.
Превосходства зарубежных:
1. Лучшая прочность, особенно в морской жидкости. 2. Несколько лучшие тяговые качества при внушительный нагрузке. 3. Меньшая трудоемкость обслуживания, можно не быть избранным механиком