Все
лодочные моторы условно принято делать на три основных подкласса: подвесные, бортовые и стационарные. Стационарные двигатели размещаются внутри корпуса судна. Бортовые обладают малыми габаритами и закрепляются на суднах, которые не оборудованы специальными креплениями. Наиболее распространенным являются подвесные двигатели. Они позволяют сэкономить полезное пространство судна, предотвращают его загрязнение горючим и смазочными материалами. Устанавливаются такие двигатели на специальное крепление - транец.
Двухтактные и четырехтактные двигатели. Преимущества и недостатки.
Четырехтактные лодочные моторы обеспечивают максимально полное сгорание рабочей смеси. Поэтому они более дружественны к экологии, нежели двухтактные моторы. Минусом четырехтактных двигателей является их значительные масса и габариты, что объясняется наличием в них сложной системы газораспределения. За один оборот коленчатого вала в камере сгорания двухтактного двигателя рабочая смесь воспламеняется в два раза чаще, чем у четырехтактного мотора. Поэтому мощность двухтактного двигателя при одинаковом объеме в полтора-два раза больше, чем у четырехтактного.
Мощность мотора.
Моторы для лодок имеют широкий диапазон мощностей. В зависимости от массы судна и полезного груза подбирается мотор для лодки, что позволит ей перейти на глиссирование. При глиссировании судно соприкасается лишь с поверхностью воды, сопротивление движению резко снижается, что позволяет значительно экономить горючее. При расчетах, как правило, полагают, что на 30 кг нагрузки требуется 1 л. с. мощности двигателя. Для судов с жестким корпусом пропорция несколько иная: на 20 кг - 1 л. с.
Система старта и управления.
Двигатели малой мощности, как правило, оборудуются ручной системой запуска. Более дорогие и мощные модели оснащаются стартером. Изменение траектории движения судна вручную производится с помощью румпеля - устройства, позволяющего вращать двигатель вокруг крепежной оси. Если мощность и масса мотора значительны, его поворот осуществляется с посредством специальных механизмов, оснащенных дистанционным управлением.
Карбюраторные и инжекторные лодочные моторы.
Двигатель с инжектором дает преимущество в плане экономии топлива, отличается стабильностью работы. Но в случае поломки необходим высокотехнологичный сервис, который не всегда может быть доступным. Поэтому если есть риск оказаться вдали от современных сервисных площадок, предпочтительнее остановить выбор на карбюраторном моторе.