Лодочный мотор сегодня – это не просто силовая установка нового поколения, это сложная конструкция, которая определяет и скорость движения, и его ровность, и даже безопасность водителя. Одним из важнейших элементов этой установки остается гребной винт – прибор, который и определяет производительность мотора (скорость движения лодки). Классификация гребных винтов достаточно обширна. По виду применяемого материала они бывают стальными (из нержавейки), пластиковыми и алюминиевыми. По количеству лопастей различают трех- и четырехлопастный
гребной винт. По конструктивному признаку изделия делят на разборные и неразборные.
Определяется мощность (а также надежность, ремонтопригодность, долговечность) винта на базе 5 показателей.
1. Самый важный критерий производительности – шаг винта: расстояние одного оборота без учета проскальзывания.
2. Диаметр изделия: это диаметр круга, который очерчивает винт своими лопастями.
3. Проскальзывание: разница между показателем реального шага и паспортного. Как правило, по количеству проскальзываний определяется и скорость работы винта, и скорость движения лодки с мотором, в котором он используется.
4. Дисковое отношение: показатель рассчитывается по формуле отношения площади лопастей к площади описываемой окружности.
5. КПД: этот показатель оценивает работу любого устройства, прибора или агрегата и расшифровывается, как коэффициент полезного действия.
Для того, чтобы выбрать винт для мотора, установленного на своей лодке, следует очень внимательно изучить все указанные показатели и оценить степень их влияния на производительность и надежность устройства. При отсутствии навыков и опыта работы с подобными конструкциями лучше сразу обратиться к надежному консультанту. Проблема в том, что выбрать зарекомендованного производителя здесь мало: для разных моделей моторов подходят разные марки винтов и этот момент нужно учитывать. Самый простой путь к покупке идеального изделия – выбрать винт того же бренда, что изначально был установлен в моторе. Только перед этим следует определиться, какими параметрами (хотя бы шагом и дисковым отношением) он должен обладать.
Как и в случае с автомобильными запчастями, на рынке лодочных моторов существует понятие оригинальных и неоригинальных деталей, и ставить можно оба варианта. Тем не менее, выбирая оригинальное изделие, прогадать с удачным приобретением будет сложнее, чем при покупке неоригинала. Кстати, разница в цене между этими категориями будет не всегда: в ассортименте обеих групп изделий преобладают марочные установки.